Аниме и Манга

История аниме в России

Bayon

Проследим же историю развития аниме движения на Руси-матушке.
Трудно сказать, кто был первым отаку в России. Судя по всему, первые отаку появились еще в СССР, поскольку аниме неоднократно попадало на экраны советских кинотеатров. К тому же, некоторые имели возможность бывать в Японии и в западных странах, в которых аниме начало активно появляться в конце 1980-х годов. Однако достоверной информации об этих людях практически нет. Если они и были, то никакого существенного следа не оставили. Поэтому, обсуждая продвижение аниме в России, можно выделить шесть волн отакуизации нашей страны. Вспомним в отдельности каждую из этих эпох, благо что все они прошли на моей памяти.
Эпоха "Корабля-призрака" (1980-е)
В кинотеатрах СССР с большим успехом проходит классическое детское аниме. В первую очередь это "Корабль-призрак" [Sora Tobu Yureisen] - наиболее нетипичный и "взрослый" фильм из закупленных для нашего проката. В стране появляются первые отаку, с восторгом наслаждающиеся "Кораблем", однако они еще слишком малы, чтобы организовываться в клубы и начинать полноценную фэнскую деятельность.
Тем не менее, именно этим периодом датируются первые анимешные фанарт и фанфики. Если бы советский прокат не почил в бозе и продолжил аниме-закупки, история российского отаку-движения могла бы начаться на несколько лет раньше.
Эпоха "Роботека" (начало 1990-х)
После распада СССР и краха советского режима в страну начинают валом валить пиратские видеокассеты. Разумеется, в первую очередь переводятся и тиражируются популярные голливудские фильмы, но в качестве дополнений к двухчасовым лентам пираты нередко дописывают часовые аниме-OAV (в том числе хентайные). Сами того не ведая, российские зрители получают возможность знакомиться с подростковой и взрослой японской анимацией.
Параллельно по телевидению начинается трансляция американских версий аниме-сериалов. Наибольшей популярностью у зрителей пользуются проекты "Роботек", "Макрон-1" [Macron-1], "Ведьма Салли" [Mahoutsukai Sally]. Хотя мало кто знает, что это японская продукция, необычность аниме-решений просвечивает даже сквозь перевранные сюжеты и диалоги.
Эти аниме привлекают существенно более взрослую публику, чем аудитория "Корабля-призрака". Постепенно формируется ядро будущих отаку. Хотя они еще разрознены и неорганизованны, молодые люди начинают целенаправленно собирать и переписывать на видео любимые фильмы и сериалы. Возникают первые аниме-коллекции.
Эпоха "Сейлор Мун" (середина 1990-х)
Если предыдущие аниме еще можно было подверстать в советские представления о научной фантастике и детской анимации, то в середине 1990-х на экранах телевизоров появляется действительно нестандартный проект - ТВ-сериал "Луна в матроске", на самом деле именующийся "Красавица-воин Сейлор Мун". В отличие от многих западных релизов сериала, "Сейлор Мун" в России практически не цензурируется, что многократно усиливает его воздействие на публику.
Тут уже даже самые невнимательные зрители начинают задумываться о том, что смотрят не "какую-то анимацию", а именно японский сериал. Тогда же отаку эры "Роботека" начинают организовываться в клубы, первым из которых становится "R.An.Ma". Поскольку в стране активно распространяются технологии компьютерного общения (FIDO, затем Интернет), то отаку получают возможность быстро и легко находить "товарищей по несчастью" - в том числе и живущих за сотни километров друг от друга.
Вскоре появляется разделение между "стариками" и "муняшками" - теми, кто только что заинтересовался аниме и не хочет знать ничего, кроме "Сейлор Мун". Муняшки обмениваются ощущениями по поводу любимого сериала, а "старики" в это время осваивают заказ лицензионных кассет за рубежом. Начинается быстрое расслоение отаку по степени близости к живительным источникам желанного аниме.
Первая русской интернет-страничкой, упоминающей аниме, был англоязычный сайт Евгения Медведева. Первый русский аниме-домен открыл ростовский отаку Константин Груша. Впрочем, anime.amberium.ru прожил очень недолго. Первым русским аниме-ресурсом, посвященным одному произведению, был сайт Алексея Дубинского о сериале "Роботек" (ныне - Macross.anime.ru).
Эпоха "Горбушки" (1997-2000)
В Рунете начинают размножаться сайты отаку - поначалу весьма примитивные, но с годами все более грамотные. Так, 27 октября 1998 года появляется первоначально позиционировавшийся как портал проект "Аниме и манга в России", созданный автором этих строк по предложению спонсора, который пожелал остаться неизвестным.
К этому же периоду относятся первые информативные публикации в прессе, посвященные аниме, манге и хентаю. Хотя в них все еще немало ошибок, но они уже дают базовое представление о японской массовой культуре.
С каждым годом все шире становится клубное движение, нарастает расслоение отаку. "Муняшки" постепенно вылезают из своей раковины и вливаются в ряды "обычных" аниме-фэнов.
Почувствовав коммерческий потенциал японской анимации, пираты с московского видео-рынка "Горбушка" начинают продавать аниме как самостоятельный продукт и даже сотрудничать с отаку в создании компетентных переводов - в том числе и с японского.
В 1999 году выходит первое издание моей книги "Введение в японскую анимацию". Восторженный прием этого довольно-таки сырого исследования в узких профессиональных кругах символизирует начало научного осмысления аниме в России.
Эпоха "цифры" (2000-2003)
Неудобные и громоздкие кассеты начинают замещаться цифровыми носителями: CD (форматы AVI, MOV, MPEG4, DivX) и DVD. Соответственно, намного упрощается тираживание и распространение аниме. Доступ в Интернет дает возможность непрерывно скачивать новое аниме, иногда буквально через несколько часов после премьеры.
Стремительно увеличивается число пиратов, торгующих аниме. Кроме пиратов со стажем, в этот бизнес входят и некоторые организации отаку.
Клубы из "организаций по раздаче слонов" окончательно превращаются в дружеские тусовки. Отныне, чтобы быть отаку, не обязательно входить в группу - можно довольствоваться покупкой или скачиванием.
По телеэкранам страны проходит сериал "Покемон", который быстро становится притчей в языцех. Впрочем, самостоятельной отаку-волны он не порождает, так как в первую очередь предназначается для самых юных зрителей. Зато пресса активно обсуждает "покемонов", попутно знакомя заинтересованные слои населения с общей информацией об аниме.
В 2000 году воронежский филиал "R.An.Ma" проходит первый Всероссийский фестиваль японской анимации. Он пользуется огромным успехом среди местного населения и отечественных отаку, а потому сразу же становится регулярным.
В июле 2001 года возникает поп-рок-группа "Suki da!", в основном состоящая из отаку со стажем и исполняющая как собственные русскоязычные композиции (в том числе на аниме-темы), так и кавер-версии аниме-хитов.
С ноября 2002 года в журнале "Страна Игр" появляется рубрика "Банзай!" - самое компетентная в России серия печатных публикаций, посвященных японскому масскульту. До того аналогичные материалы выходили в журнале "Великий Дракон".
В том же году начинает выходить онлайн-журнал "Anime Magazine" - первая попытка создать в России издание (хотя бы и сетевое), полностью посвященное аниме и манге.
Тогда же во время третьего воронежского фестиваля проходит первое в России более-менее организованное и успешное косплей-шоу.
Эпоха "лицензии" (2003 год и далее)
В 2003 году в России впервые появляются лицензионные релизы аниме, на которых так и написано: "АНИМЕ". Компания "MC Entertainment" подписывает договор с японскими дистрибьюторами и начинает регулярный выпуск фильмов и сериалов на основе японских релизов. Кое-что издают также концерн "Видеосервис" и компания "CP Digital". Разумеется, эти релизы сопровождаются массированной рекламной компанией в молодежной прессе.
В мае 2003 года появляется "Anime Magazine" - печатная версия соответствующего сетевого издания. Соответственно, это первый в России печатный журнал, полностью посвященный аниме и манге. В том же году выходит первый номер аналогичного журнала "Anime Guide", который в 2004-м превращается в издание "Anime".
Продолжаются эксперименты с аниме-фестивалями, тусовками и косплей-конкурсами. Благодаря появлению заинтересованных спонсоров российский отаку-мир начинает приобретать цивилизованные очертания.

19 октября 2008 г. 20:18

Fejar

<<< Компания "MC Entertainment" подписывает договор с японскими дистрибьюторами и начинает регулярный выпуск фильмов и сериалов на основе японских релизов. >>>
Забыл дописать "Качество продукции МС оставляет желать много лучшего." Х_х

20 октября 2008 г. 5:50

Goury

2003 год, конец аниме-отаку и начало попсы
кто не успел - тот опоздал =)

20 октября 2008 г. 6:06

Fejar

Блин...
Я - попсовик. Х_х Грустна.

20 октября 2008 г. 6:11

Нексса-Джахад

Японскую трилогию так и не вспомнили. =_=

Кстати, а откуда текст взят?

20 октября 2008 г. 7:10

Bayon

Такс текст вот автор есть: Борис Иванов (Kensuke).
Ресурс не припомню ибо скинул давно на комп, а нашел вот на днях.



<<<2003 год, конец аниме-отаку и начало попсы
кто не успел - тот опоздал =)>>>
Таки попал в последний год.))

20 октября 2008 г. 12:00

Fejar

А, Иванов...
Это вроде он во время обсуждения ГитС на Первом сказал, что "После просмотра этого фильма я окончательно понял, что больше не буду встречаться с девушками. Я коплю на силиконовую куклу… Это правда, я не шучу."? Х_х

20 октября 2008 г. 12:15

Bayon

о_________О
Анатоле тоже нечто вэтом роде х______Х
Видимо не выдержали нагрузку на мозг. Да прибудет с ними борщ Х_Х

20 октября 2008 г. 12:44

Розевир

Fejar;200800: Я - попсовик. Х_х Грустна.
Я тоже. o_O Но мне весело.

20 октября 2008 г. 13:20

Fejar

<<< Я тоже. >>>
Тут, имхо, вообще пол-форума тогда попсовики. Х_х

20 октября 2008 г. 16:21

Нексса-Джахад

Bayon;200860: Да прибудет с ними борщ Х_Х

И флудите меньше. Смысл то статьи и без того не великий. О_о

20 октября 2008 г. 16:36

Fejar

Кстати, статья действительно так себе.
Ни слово о Грендайзере, которого крутили в середине девяностых, даже о покемонах забыли. Х_х

20 октября 2008 г. 16:40

Mawlly

Bayon;200744: По телеэкранам страны проходит сериал "Покемон", который быстро становится притчей в языцех. Впрочем, самостоятельной отаку-волны он не порождает, так как в первую очередь предназначается для самых юных зрителей. Зато пресса активно обсуждает "покемонов", попутно знакомя заинтересованные слои населения с общей информацией об аниме.


Fejar;200921: ... даже о покемонах забыли. Х_х

Э-э-э, Федж, ноу комментс)) Читай внимательнее=))):kawaii_pink_em0:

20 октября 2008 г. 17:11

Fejar

Ой. Ай. Ый.
Н-да...
Ладно, как бы там ни было, статья весьма баянна. Х_х

20 октября 2008 г. 18:07

gleb_vga

Блин, такую вещь, как Вандер Бит, забыли безбожно....

23 октября 2008 г. 17:23

goronod

Млин, я попсошлак... Ну и что? Буду вас я развлекать! Опять...
Ведь не в этом дело... А про статью - Спасибо - просветили))) Но, релизы МС... покусать бы тех переводчиков...

25 октября 2008 г. 6:55

Bayon

А сейчас они вроде исправляются))

25 октября 2008 г. 8:35

goronod

Содержание данного поста оскорбило чувства его написавшего и было стерто в назидание следующим приступам раздвоения личности

25 октября 2008 г. 8:37

Bayon

Косвенно можно оправдать и даже отнести к теме, так что не стоит оправдываться)))
MC - 'это же все-таки активно действущее в аниме-истории России лицо Х_Х

25 октября 2008 г. 8:47

goronod

До недавнего времени - единственное, только стоит их похвалить за это быть первопроходцем всегда сложно... Получают первые пинки всегда они - каждый знает "как надо лучше" Посему, чищу предыдущий свой пост...

25 октября 2008 г. 8:50